Назад к статьям

    Трансмиссионные масла и КПП

    27.08.2020
    Трансмиссионные масла и КПП Любой современный автомобиль оснащается трансмиссией, важной частью которой является коробка передач. КПП служит звеном между двигателем и трансмиссией автомобиля и отвечает за передачу крутящего момента, скорость и направление движения, а так же за длительное отсоединение двигателя от трансмиссии.
    В современных авто чаще всего используется один из четырех видов КПП: Механические и разные вида автоматических коробок передач требуют разных масел, поэтому к выбору трансмиссионной жидкости нужно подходить ответственно. Неправильное масло может стать причиной поломки и ремонта всего механизма. Вне зависимости от механизма стоит обратить внимание на некоторые характеристики масла.

    Состав основы масла.

    Трансмиссионные масла бывают минеральные, полусинтетические и синтетические.
    Минеральные масла делаются на натуральной  основе продуктов нефтепродуктов. Они отличаются выгодной ценой, но уступают полусинтетическим и синтетическим аналогам по характеристикам и сроку службы, оставляют больше отношений и требуют специальных присадок при работе в тяжелых условиях или при перепадах температур.
    В состав полусинтетических масел, помимо минеральной основы, входят синтетические компоненты, что обеспечивает повышенные характеристики, более долгий срок службы, лучшую текучесть. Полусинтетические трансмиссионные масла подходят для большинства механизмов, при этом их стоимость заметно ниже чем у синтетических.
    Синтетические масла — самые дорогие, но и самые качественные. Они комплектуются хорошим пакетом присадок, устойчивы к окислению и дольше сохраняют исходные свойства. Лучше всего синтетические масла показывают себя в требовательных узлах и устройствах.

    Механическая КПП

    Механическая трансмиссия обладает рядом преимуществ. Она экономична в плане топлива, проста в устройстве и надежна. МКПП не требует особого ухода и при своевременном обслуживании может прослужить 600-800 тыс. км. Без особых проблем. Замена масла в МКПП требуется раз в 100-150 тыс. км. или же раз в пять лет. При езде по бездорожью механическая трансмиссия показывает себя лучше автомата, а так же не страдает при пробуксовке.
    К недостаткам можно отнести сложность управления, особенно в сложном городском режиме, а неправильное управление может повысить износ двигателя.
    Современные автомобили комплектуются 5 и 6 ступенчатыми коробками передач. Вторые обеспечивают лучшую динамику, меньший расход топлива и обеспечивает меньшую нагрузку на двигатель, но их цена существенно выше, чем у 5-ступенчатых аналогов.

    Вязкость по SAE показывает при каких температурах масло сохраняет вязкостные свойства для достаточной защиты механизма. Трансмиссионные масла делятся на три типа: летние, зимние и всесезонные. Учитывая особенности климата, оптимальным выбором в наших широтах  являются всесезонные масла с вязкостью SAE 75W-90, SAE 80W-90.

    Классификация API указывает класс масла и область применения. Для трансмиссионных масел используется маркировка GL от 1 до 5. GL 1-3 рекомендуется использовать только в старых автомобилях. API GL-4 рекомендуется использовать для коробок передач современных автомобилей. Масла API GL-5 созданы для гипоидных передач и для самых высоких нагрузок. В КПП не применяется, если в инструкции по эксплуатации авто не указанно обратное!

    Автоматические коробки передач

    В данный момент на автомобили ставятся автоматические коробки передач трех типов: гидромеханический автомат АКПП, вариаторная КПП и роботизированная КПП.
    Вне зависимости от конструкции, АКПП удобны в использовании, а благодаря равномерной нагрузке на двигатель без перепадов двигатель меньше подвержен износу. Но из-за сложности конструкции, разные виды АКПП обладают как преимуществами и недостатками и очень привередливы в подборе масла.

    Гидромеханическая АКПП (AT)

    Самая старая разновидность автоматических коробок передач. Обеспечивает высокий комфорт вождения и обладает большим ресурсом (до 500 тыс. км.), но проигрывает аналогам в энергоэффективности и КПД, что негативно сказывается на расходе топлива и динамике разгона.

    Масло для Гидромеханических КПП (ATF)  выполняет не только смазывающую и охлаждающую функцию нагруженных узлов, но так же служит для передачи крутящего момента.
    Из-за высоких нагрузок требования к маслам ATF выше, чем к аналогам для механических коробок. Большинство производителей делают жидкости для ATF на 100% синтетической основе. Так же в состав масла входят присадки, до 15% от объема. Полусинтетические и качественные минеральные масла так же справляются с задачей, но быстрее окисляются и требуют более частой замены.

    Особенности жидкости ATF
    Самая распространенные спецификации масла для АКПП, которые описывают характеристики масла — GM DEXRON. Каждый следующий класс учитывает более ужесточенные требования и может использоваться в коробках созданных под меньший класс, но смешивать трансмиссионные жидкости крайне не рекомендуется.
    Другие распространенные спецификации: Ford MERCON, Allison и JASO для японских авто.

    Вариаторная коробка передач

    Вариатор — единственный вид трансмиссии без передач. Особенности конструкции обеспечивают оптимальную работу двигателя, плавный и быстрый разгон, мягкий старт, низкий уровень шума. Коробки-вариаторы самые экономичные и экологичные.
    Но, особенности конструкции дают не только преимущества, но и недостатки относительно аналогов. Вариатор очень требователен к качеству масла и своевременной замене. Вариаторы не рассчитаны на большие нагрузки, агрессивный стиль езды, при небрежной эксплуатации CVT коробки сокращается срок ее жизни, ремонт при этом стоит дорого. Не совместима с мощными двигателями.

    Особенности жидкости для вариаторов (CVTF)
    В отличие от масел для аналогов, CVTF должна обеспечивать хорошее сцепление между элементами, и при этом обладать высокими противоизносными свойствами. Из-за высоких требований к стабильности масла, для вариаторов подходит только высококачественная синтетика. Помимо высококачественной основы для CVTF применяются разнообразные присадки: фрикционные, противоизносные, антикоррозионные присадки, модификаторы трения, антиоксиданты, экстремальные агенты давления, присадки для повышения индекса вязкости.
    CVTF рекомендуется менять каждые 20-50 тыс. км., в зависимости от условий эксплуатации. Категорически не рекомендуется смешивать жидкости разных производителей!

    Роботизированная коробка передач

    Представляет из себя МКПП с автоматическим переключением передач. “Робот” сочетает в себе удобство автоматической коробки и экономичность механической. Отличается простотой и дешевизной производства и подходит для любого двигателя.
    Из недостатков можно отметить  медленное переключение передач и относительно быстрый износ. Ремонт такого агрегата нередко дороже, чем ремонт гидромеханической КПП.
    РКПП делятся на два вида: коробки с одним диском сцепления (AMT) и коробки с двойным сцеплением (DSG), которые делятся на “сухие” и “мокрые”, в зависимости от конструкции. Для AMT рекомендуется проводить замену каждые 80 тыс. км, для DSG – каждые 50-70 тыс. км. Одним из основных признаков того, что пришло время поменять масло — появление резких рывков, особенно при разгоне.

    Особенности жидкости для “роботов” (AMT и DSG)
    Из-за высоких требований, обычно масло для РКПП производятся на синтетической основе. Для  AMT и DSG с “сухим” сцеплением подойдет универсальное масло для РКПП, коробки с “мокрым” сцеплением более требовательны к фрикционным свойствам масла и рекомендуется использовать фирменное масло с подходящей маркировкой.
    Подобрать трансмиссионное масло для Вашего автомобиля по параметрам и допускам автопроизводителей можно здесь: