Назад к статьям

    Обслуживание автокондиционера - промывка системы.

    19.04.2017
    Обслуживание автокондиционера - промывка системы.

    Промывка контура является одной из основных и важных сервисных процедур, особенно если производилась замена компрессора или в системе выявлено внутреннее засорение. Проведение полноценной промывки строго рекомендуется экспертами в области кондиционирования воздуха и ведущими производителями компрессоров. Пожалуйста, обратите внимание на то, что в зависимости от местонахождения, доступности сервисного оборудования, возможно различие в типе, форме и названии инструментов, рекомендованных в этой статье для проведения процедуры промывки контура системы кондиционирования. Для подбора наиболее подходящего решения обратитесь к менеджеру в один из ближайших к Вам офисов Автоклад.

    Зачем промывать систему?

    РЕМОНТ ЗА ОДИН РАЗ
    Чтобы избежать дорогого и раздражающего повторного ремонта, а также проблем, связанных с компрессором. Берегите своё время и деньги.

    ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ НОВОГО КОМПРЕССОРА
    Строго рекомендуется (а многими производителями компрессоров требуется в обязательном порядке) провести промывку контура перед установкой нового компрессора. Установка нового компрессора в загрязнённую систему приведёт к его быстрой поломке. 

    ПОЛНОЦЕННОЕ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
    Для правильной и эффективной работы  системы  кондиционирования  контур должен быть полностью чистым. Хладагент и смазка, работающие в условиях высоких температур  и  давлений,  а  также  компоненты  с прецизионными  механизмами,  требуют  чистоту для  оптимального  функционирования.  Примеси, инородные  вещества  в  хладагенте  и  масле, неправильное  применение  добавок,  забивающие тонкие  каналы  системы,  приводят  к  скорой закупорке  таких  элементов,  как,  например,  фильтр-осушитель,  трубки  конденсора,  расширительное устройство  и  клапан  компрессора  (механический или электронный). Это приведёт к резкому снижению производительности  системы  и  послужит  причиной серьёзного  и  дорогого  повреждения  одного  или нескольких деталей. Если в системе в процессе диагностики обнаружено засорение,   закупорка,   неисправность   фильтра-осушителя,   чрезмерное   или   неправильное использование добавок, таких как  УФ-краситель или средство  для  устранения  утечки,  то  в  таком  случае строго рекомендуется выполнить промывку.

    КАЧЕСТВЕННАЯ СМАЗКА
    Для   повышения   надёжности   и увеличения срока службы компрессора необходима   надлежащая   смазка. Прецизионные    детали    компрессора рассчитаны на работу в условиях плотного расположения  деталей,  наличием  тонкой масляной   плёнки   на   поверхности, позволяющей  исправно  функционировать и  избегать  заклинивания  на  высоких температурах. Единственный способ обеспечить требуемый объём смазки  в  системе  во  время  обслуживания  является промывка  контура,  после  проведения  которой  в пустую систему заливается масло необходимого типа и объёма. Кроме компрессора в системе есть другие элементы, требующие смазку, это расширительный клапан (или расширительная трубка), уплотнение.

    Некоторые возможные последствия загрязнений, требующих проведения безотлагательной промывки:

     
    • Закоксовывание масла и появление засоряющих частиц из-за перегрева
    • Использование неправильно подобранного или универсального масла, неверное смешивание масел разного типа приводят к ухудшению смазки и заклиниванию компрессора
    • Неправильное применение добавок или их плохое качество приводят к образованию налёта, обширному накоплению отвердевших частиц и к последующей закупорке системы, заклиниванию компрессора
    • Наличие влаги в системе приводит к окислению и заклиниванию
     

    Как промывать систему?

    (рекомендованные методы)

    ПРОМЫВОЧНЫМ  СРЕДСТВОМ
    Процедура проводится с  использованием специального моющего средства. Средство циркулирует по системе с помощью промывочной установки или закачивается непосредственно из баллона, находящегося под давлением.  Превосходные очищающие способности. Удаляет все виды частиц, отложений, стойких загрязнений и остатков. Этот метод настоятельно рекомендуется.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
    После проведения процедуры промывки остатки промывочного средства должны быть тщательно удалены. Холодильный контур должен быть осушен с помощью вакуумирования.

    ХЛАДАГЕНТОМ И ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ
    Система промывается хладагентом R134a, циркулирующего в контуре с помощью заправочной станции. Станция должна иметь функцию промывки, специальные фильтры и контейнер для сбора загрязнения.
    Эффективно удаляются взвешенные частицы. Низкая эффективность в устранении отложений и стойких загрязнений.
     
    ХЛАДАГЕНТОМ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ БАЛЛОНА
    Система промывается хладагентом R134a, циркулирующего в контуре под воздействием нагрева баллона. Требуется дополнительный пустой баллон, набор адаптеров и патрубков. Для анализа примесей в контуре применяется диагностический цилиндр.

    Рекомендуется использовать  недорогой и полезный инструмент для эффективного выявления загрязнения системы:

    • ПЕРЕД ПРОМЫВКОЙ подсоединяется к сервисным портам
    • ВО ВРЕМЯ ПРОМЫВКИ подсоединяется перед пустым баллоном
    • ПОСЛЕ ПРОМЫВКИ подсоединяется к сервисным портам
     

    АЛГОРИТМ ПРОМЫВКИ КОНТУРА ПОСРЕДСТВОМ ХЛАДАГЕНТА  R134A ИЛИ R1234Y


    ШАГ № 1. ОТСОЕДИНИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ ПРОМЫВАТЬСЯ

    A.    РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН ДОЛЖЕН БЫТЬ СНЯТ И ВМЕСТО НЕГО УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДАПТЕР
    B.    КОМПРЕССОР ДОЛЖЕН БЫТЬ СНЯТ, ВМЕСТО НЕГО УСТАНАВЛИВАЮТСЯ АДАПТЕРЫ, К КОТОРЫМ БУДУТ ПРИСОЕДИНЕНЫ ПРОМЫВОЧНЫЕ ШЛАНГИ
    C.    ФИЛЬТР-ОСУШИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ СНЯТ, ВМЕСТО НЕГО СТАВИТСЯ АДАПТЕР. ЕСЛИ ПРИМЕНЯЕТСЯ КАРТРИДЖ ИЛИ ПАКЕТ С ОСУШИТЕЛЕМ, ТО ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ УДАЛЁН ИЗ КОНДЕНСОРА
    Алгоритм промывки контура автомобильного кондиционера

    ШАГ № 2. ПОДСОЕДИНИТЕ К КОНТУРУ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ПРОМЫВКИ И ПРОВЕДИТЕ ВАКУУМИРОВАНИЕ


    A.    12 КГ БАЛЛОН R134A  ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДСОЕДИНЁН К СТОРОНЕ ВСАСЫВАНИЯ КОМПРЕССОРА (ОБЛАСТЬ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ). НАГРЕВАТЕЛЬНЫЙ ПОЯС ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА БАЛЛОНE
    B.    25 КГ ПУСТОЙ БАЛЛОН ПОДСОЕДИНЯЕТСЯ К СТОРОНЕ ПОДАЧИ КОМПРЕССОРА (ОБЛАСТЬ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ) ОТКРЫВАЕТСЯ КЛАПАН БАЛЛОНА
    C.    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦИЛИНДР ПОДСОЕДИНЯЕТСЯ К ШЛАНГУ, ВЕДУЩЕМУ К ПУСТОМУ БАЛЛОНУ
    D.    ВАКУУМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ. ВАКУУМИРУЕТСЯ ПУСТОЙ БАЛЛОН И ВСЕ  ЭЛЕМЕНТЫ, ОСТАВШИЕСЯ В КОНТУРЕ. ПРОВЕДИТЕ ПРОВЕРКУ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
    Алгоритм промывки контура автомобильного кондиционера

    ШАГ №3 . НАГРЕВАЕТСЯ ХЛАДАГЕНТ, ПРОВОДИТСЯ ПРОМЫВКА КОНТУРА, ВЫСМАТРИВАЮТСЯ И УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ВИДЫ ПРИМЕСЕЙ


    A.    БАЛЛОН С ХЛАДАГЕНТОМ НАГРЕВАЕТСЯ ДО ТЕМПЕРАТУРЫ 70 °C/158 °F, ВСЛЕДСТВИЕ НАГРЕВА ДАВЛЕНИЕ ВНУТРИ БАЛЛОНА ПОДНИМАЕТСЯ ВПЛОТЬ ДО 20 БАР/290 PSI
    B.    ОТКРЫВАЕТСЯ КЛАПАН И НАЧИНАЕТСЯ ПРОМЫВКА КОНТУРА. ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ ДАВЛЕНИЙ ХЛАДАГЕНТ УСТРЕМИТСЯ К ПУСТОМУ БАЛЛОНУ, ПРОТЕКАЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ КОНТУРА И ОЧИЩАЯ ИХ. ПРОМЫВКА ПРОВОДИТСЯ ДО ПОЛНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАЛЛОНА. ПРОЦЕДУРА ЗАНИМАЕТ ПРИМЕРНО 3-5 МИНУТ
    C.    ОСМОТРИТЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦИЛИНДР И ОЦЕНИТЕ УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВО ПРИМЕСЕЙ И ПОСТОРОННИХ ЖИДКОСТЕЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВЫМЫТЫ ИЗ КОНТУРА
    D.    ЗАКРОЙТЕ КЛАПАН БАЛЛОНА ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПРОМЫВКИ. ЗАГРЯЗНЁННЫЙ ГАЗ ТЕПЕРЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОЧИЩЕН С ПОМОЩЬЮ ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ
    E.    ВАКУУМИРУЙТЕ СИСТЕМУ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ОСТАТКОВ ГАЗА И ВЛАГИ ИЗ КОНТУРА
    F.    ПОВТОРИТЕ ПРОЦЕДУРУ, ЕСЛИ ОБНАРУЖЕНЫ СТОЙКИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОТЛОЖЕНИЯ
    Алгоритм промывки контура автомобильного кондиционера

    ВАЖНО! НЕЛЬЗЯ ПРОМЫВАТЬ:
    • Компрессор – снимается перед промывкой
    • Расширительные устройства – ставятся новые после промывки
    • Фильтр-осушитель или аккумулятор- осушитель – ставятся новые после промывки


    УСЛОВНО допущенные к промывке:
    (если не устранено загрязнение, то заменяются на новые)
    • Конденсатор параллельно-поточный или с микротрубками
    • Параллельно-поточный испаритель
     

    ЧТО должно быть вымыто из системы?

    (виды загрязнений)
    • РЕЗИНОВЫЕ ЧАСТИЦЫ - появляются из-за действия агрессивных кислот на резиновые компоненты
    • ВЛАГА  - из-за утечек, неправильного или неполного вакуумирования, неправильного применения добавок или их плохого качества
    • МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОСКОЛКИ / СТРУЖКА  - обычно из-за заклинивания компрессора и абразивного износа металлических частей
    • АГРЕССИВНЫЕ КИСЛОТЫ - появляются  в  результате химической реакции между влагой и хладагентом / маслом или ошибочного смешивания разных масел
    • РАЗЛИЧНЫЕ ПРИМЕСИ – частицы средства для предотвращения утечек, остатки УФ красителя, соединения ошибочного смешивания масла
    • ЗАКОКСОВАННЫЕ ЧАСТИЦЫ МАСЛА - побочный эффект чрезмерно высокой рабочей температуры

    НЕДОПУСТИМОЕ СОСТОЯНИЕ СОДЕРЖИМОГО КОНТУРА

    Различные варианты недопустимого состояния хладагента и масла контура, обнаруженные с помощью диагностического стеклянного цилиндра, которые указывают на серьёзные неисправности системы и требуют незамедлительной промывки контура.
    Различные варианты недопустимого состояния хладагента и масла контура автокондиционера
    Корректное состояния хладагента и масла контура кондиционера автомобиля